Абсолютно невидимый: новый истребитель Су-57

Российские ВВС к 2028 году получат в общей сложности 76 истребителей пятого поколения типа Су-57. Об этом президент Владимир Путин заявил в ходе недавних консультаций. Новейший российский стелс-истребитель „невидим“даже для самых современных радаров.

Программа строительства российских истребителей пятого поколения уже давно вызывает спорные комментарии. До исторического решения президента Путина военные договорились с авиастроителями о покупке всего двенадцати машин. При этом будущие двигатели Су-57 еще предстоит доработать.

Шесть Прототипов

Вредными для репутации Су-57 являются и проблемы с индийскими моторостроителями. Москва и Нью-Дели, как известно, уже давно связаны совместной программой развития истребителя пятого поколения (проект Т-50). Проект получил название FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Но по данным индийских СМИ сообщают, что машина вызывает немало критики: не такой уж и незаметный, не будет соответствовать требованиям разработчиков, все продвигается слишком медленно и т. д. Появились даже слухи, что индийцы в 2018 вышли из проекта. Но Объединенная авиастроительная корпорация опровергает эти утверждения.

Поэтому неудивительно, что решение о покупке машин Су-57 воспринималось российскими СМИ и экспертами довольно скептически. Но возникает вопрос: о чем собственно идет речь на Су-57?

На прошлой неделе шесть истребителей Су-57 сопровождали президента России Путина в полете в Ахтубинск (Астраханская область). В российских, а также зарубежных СМИ появилось несколько соответствующих фотографий и видеороликов. Но если присмотреться к этим изображениям поближе, то можно увидеть, что все шесть истребителей довольно сильно отличались друг от друга. Де-факто там не было двух абсолютно похожих машин: у них были разные кончики носа, фюзеляж и элементы крыла и т. д.

Впрочем, этому не стоит удивляться, ведь чисто формально Су-57 еще не построен для серийного производства. И все уже существующие машины были изготовлены квази образом и носят индекс Т-50.

Начало серийного производства уже несколько раз откладывалось. Первая серия должна была быть выпущена в 2018 году, но в то время работы были прерваны из-за выявленных недостатков двигателей АЛ-41Ф-1. В апреле стало известно, что их тесты прошли успешно. А первые двенадцать машин, которые изначально заказало российское Минобороны, уже должны быть оснащены серийными двигателями. Но поскольку сейчас планируется построить 76 новых самолетов, решение о поставке эскадрильи Су-57, скорее всего, будет отменено.

Незаметные рейсы в Сирию

Правда, российские ВВС пока не получили ни одного серийного Су-57, но испытательные реактивные истребители Т-50 уже использовались в правильных боях. В Сирию прошли как минимум два рейса этих машин: весной и осенью 2018 года.

Первая «командировка» на базу Хмеймим длилась всего несколько дней. Позже Минобороны России признало, что машины выпустили крылатые ракеты. Но, по данным некоторых источников, было нанесено несколько ударов по позициям ИГИЛ. При этом предполагается, что боеприпасы были применены высокоточно.

Вторая «командировка» стала известна чисто случайно. На фотографии, сделанной из воздушного пространства базы Хмеймим, была обнаружена машина Т-50. Российскому военному ведомству пришлось признать, что произошло еще одно развертывание новейших истребителей. При этом, в частности, была проведена проверка работы различных бортовых систем.

Из этого можно сделать вывод, что хотя бы оружие и оптико-электронные системы Т-50 были успешно испытаны. Кроме того, важно отметить, что второй полет в Сирию оставался практически незамеченным (машины были замечены только на спутниковой фотографии), хотя на Ближнем Востоке он кишит самолетами AWACS США и Израиля и наземными радиолокационными системами.

Это говорит о том, что способность российского супер-истребителя быть полностью невидимым — это не фантазия.

Кроме того, в прошлом году стало известно, что радарный комплекс на борту Т-50 был успешно протестирован. СУ-57 был снабжен несколькими антеннами на фюзеляже и крыльях. При этом пилоты Т-50 смогут видеть своих противников на расстоянии сотни километров.

Возможно, именно в Сирии было испытано это оборудование на борту самолетов Су-57 во время сирийских операций.

Читайте также: Я вижу тебя: лучший в России (не стелс) истребитель сможет отследить F-22

Кто получает последние истребители?

На данный момент нет информации о том, какие летные полки должны считаться с Су-57 первыми. Ожидается, что две уже существующие воинские части будут снабжены истребителями пятого поколения, а еще одна должна быть сформирована дополнительно.

Скорее всего, речь идет в том числе о 23-м летном полку, который дислоцируется недалеко от самолета на заводе в Комсомольске-на-Амуре, где машины будут построены. Там когда-то были испытаны и первые Су-35. Эти самолеты передадут полку другие части войск.

Кстати, новейшие бортовые комплексы Су-57 требуют переформатирования организационно-штабной структуры российских летчиков. Так, в Хмеймиме перед заходом истребителей Т-50 был построен специальный ангар, где специалисты, предположительно, проверили работу бортовых систем. Возможно, они хотели проверить, не поступает ли радиоэлектронное излучение от самолета с этими установками. Это очень важно, чтобы понять, действительно ли самолеты Су-57 останутся „невидимыми“ для потенциальных противников или нет.

Для выполнения этой работы требуются не только соответствующие установки, но и хорошо обученные специалисты. Учитывая объем заказа (76 машин), их обучение займет не менее пяти лет.

Вывод

Таким образом, можно сделать определенные выводы: по крайней мере, основные радиоэлектронные и бортовые системы для истребителя Су-57 уже испытаны, в том числе в правильных военных условиях. Проблемы есть только с двигателями АЛ-41Ф-1. Однако т-50 были снабжены в Сирии старыми АЛ-41 двигателями, и все задачи были выполнены успешно.

Когда ВВС получат новейшие самолеты, пока не установлено. Предположительно, Минобороны будет делать определенный перерыв, а Су-57 будет предоставлен нескольким полкам, которые они будут де-факто дополнительно тестировать.

Кроме того, как говорится, организационная структура летчиков должна быть модернизирована, потому что для новейших установок, которыми оснащаются самолеты Су-57, требуются «специальные» специалисты.

Кроме того, новое наземное и передвижное оборудование должно быть испытано. Это касается не только стационарных, но и мобильных устройств.

Так что, учитывая это, можно предположить, что истребители Су-57 будут массово включаться в вооружение российских вооруженных сил не ранее 2022 года, скорее всего, еще чуть позже. Но на данный момент достаточно и современных и надежных Су-30СМ и Су-35. На переднем плане должна стоять надежность истребителя пятого поколения, а на его совершенствование могут уделить время компетентные службы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.