F-35 — антиквариат: Япония идет в бой с шестым поколением

Но случится ли это?

Технологии, испытанные в X-2, которые могут появиться в F-3, включают в себя устойчивую к ЭМП волоконно-оптическую авионику и «саморемонтирующиеся» полетные системы, которые обнаруживают и автоматически компенсируют повреждение рулей самолета.

Среднесрочный обзор обороны Японии 2019 года показал, что после многих лет колебаний Токио решил продвигаться вперед с разработкой своего собственного отечественного истребителя-невидимки шестого поколения Mitsubishi F-3, а не покупать дополнительный иностранный стелс-истребитель, чтобы дополнить свой растущий флот F-35.

В феврале 2019 года Министерство обороны Японии прямо подтвердило эти намерения. Сообщается, что требования к производительности F-3 будут составлены в бюджете 2020 года, а разработка официально начнется в 2021 году и первый полет запланирован на 2030 год.

Затем новые самолеты F-3 пойдут на замену более сотни японских одномоторных истребителей Mitsubishi F-2, сильно модернизированных (и переоцененных) F-16, начиная с середины и до конца 2030-х годов.

Японское телевидение в марте 2018 года показало крупным планом кадры передовых высокоточных турбовентиляторных двигателей XF 9-1 и активных радаров с электронным сканированием, разрабатываемых для программы F-3. Специальный выпуск также показал прогнозируемую стоимость разработки программы в 5 триллионов иен — эквивалент почти 45 миллиардов долларов США. Стоимость одного самолета может легко превысить ранее приведенные цифры в 20 миллиардов иен ($179 миллионов).

Токийский стелс-истребитель 

В 2016 году Япония достигла технологической вехи, когда она полетела на своем демонстраторе передовых технологий X-2 Shinshin. В разработках с 2007, ATD стоило $ 350 миллионов и отличало новаторской составной обшивки, мощными турбореактивными двигателями и сверх-крейсерской скоростью полета. X-2 Shinshin, предположительно имел поперечное радарное сечение размером с «гигантского жука».’

Но ATD был техно-демонстратором, а не прототипом настоящего полностью оборудованного истребителя. Когда Токио первоначально заартачился на оценке в $ 40 млрд, он заморозил дальнейшее развитие и направил запросы на информацию иностранным авиационным фирмам.

Концепция гибрида планера F-22 с более совершенной авионикой F-35 казалась особенно привлекательной, но счет за такой самолет оставался чрезвычайно высоким на уровне 215 миллионов долларов за самолет. Япония также сотрудничала с Грумманом, который десятилетиями ранее разработал истребитель-невидимку XF-23 «Черная Вдова», и британским BAe, который в настоящее время разрабатывает истребитель-невидимку Tempest.

Любой из вариантов означал бы обязательство построить больше истребителей пятого поколения вместо того, чтобы смотреть вперед на проекты шестого поколения, такие как Tempest и European FCAS.

Кроме того, после длительных перерывов в работе весьма трудно возобновить работу передовых отраслей военной авиации, поскольку опытные инженеры уходят на пенсию, заводы закрываются, а технологии устаревают. Если Япония не начнет разработку истребителя-невидимки сейчас, это может стать невозможным в будущем, что разрушит надежды Токио на разрыв его давней зависимости от американских оборонных компаний.

Рекомендуем: Китай влюблен в Stealth (как и во многие новые истребители-невидимки и бомбардировщики)

F-35 против F-3

Многие аналитики предсказывали гибель F-3 после того, как Токио объявил о своем намерении приобрести еще 105 самолетов F-35As и F-35B Lightning в дополнение к уже заказанным 42. Токио может даже быстрее и дешевле закупить некоторые из F-35 у американских заводов вместо того, чтобы производить их в Японии.

Однако F-35 спроектирован прежде всего как ударный самолет класса «воздух-воздух», а не истребитель превосходства в воздухе в духе F-22 Raptor, который больше не производится.

В то время как JASDF наращивают свой потенциал по нанесению наземных ударов, их основной задачей на сегодняшний день является воздушное патрулирование. В 2018 году JASDF направляли истребители на перехват приближающихся российских и китайских военных самолетов в среднем почти три раза в день. ВВС НОАК численно превосходят японские шесть к одному, а их последние истребители, такие как J-11D и J-20, близки к тому, чтобы соответствовать историческому качественному преимуществу над Японией.

Характеристики, желательные в истребителях ПВО, — дальность/выносливость для длительного патрулирования; высокая скорость, чтобы быстро задействовать входящие самолеты, прежде чем они выпустят свое оружие; и маневренность, чтобы достойно соперничать с истребителями противника в пределах визуального диапазона. Во всех этих характеристиках старой школы сорокалетние японские истребители F-15J Eagle превосходят F-35.

Тем не менее, скрытое радиолокационное сечение F-35 и мощные сетевые датчики делают его более живучим и опасным, чем F-15, который можно обнаружить за десятки миль. Но Япония все равно предпочла бы истребитель, который был бы и скрытным и маневренным.

К другим качествам относятся способность к модернизации — это национальная технологическая собственность и доступность. Япония может надеяться, что она сможет снизить расходы за счет экспорта за границу, поскольку парламент Японии легализовал продажу оружия в 2014 году. Тем не менее, военная техника Японии имеет тенденцию быть довольно дорогой, и она еще не имеет большого успеха в экспорте. Однако истребители-невидимки по-прежнему пользуются большим спросом и их трудно приобрести, поскольку до сих пор экспортировались только F-35.

Как будет выглядеть F-3?

Все, в чем можно быть уверенным,-это то, что F-3 будет двухмоторным истребителем, способным установить шесть внутренних орудий. Кроме того, сильно расходящиеся концептуальные эскизы, выпущенные японскими инженерами, указывают на то, что окончательный дизайн далек от выбора.

Тем не менее, существует больше информации о различных технологиях, которые японские инженеры стремятся включить в F-3.

В 2019 году в Японии начались испытания низкооборотных турбореактивных двигателей XF-9-1, разработанных Ishikawa Heavy Industries. Сообщается, что они могут генерировать 11-12 тонн сухой тяги или 15-16.5 тонн «мокрой» (сброс топлива в форсажные камеры) и выдерживают 1,800 градусов Цельсия тепла. В то время как два турбовинтовые F-22 F119 генерируют 13 тонн сухой и 17,5 мокрой тяги, XF-9 на полметра короче и на 30 сантиметров уже, чем F-119, оставляя больше места для внутреннего оружия.

Отдельно Министерство обороны Японии изучает трехмерные сопла с вектором тяги, которые перенаправляют тягу двигателя до двадцати градусов в любом направлении. Если они могут быть реализованы без ущерба для радиолокационной заметности (что сложно), это говорит о том, что Япония хочет, чтобы F-3 занимал место одного из самых маневренных современных реактивных истребителей в мире наряду с F-22 и Су-35, повышая свою способность уклоняться от ракет и маневрировать с противниками в пределах визуального боя.

Каждый XF-9 может генерировать экстраординарные 180 киловатт электроэнергии, которые потенциально могут быть использованы для питания направленного энергетического оружия, такого как лазеры или радиолокационное микроволновое оружие, которое может «поджарить» схемы баллистических ракет, стремящихся к Японским островам.

Япония также изучила превращение обшивки планера F-3 в огромную «конформную» радиолокационную антенну с использованием композитных датчиков smart-skin и протестировала электромагнитный датчик ESM, который не только помогает обнаруживать противников, но и может минимизировать или искажать собственные радиочастотные излучения истребителя-невидимки для самообороны.

Для приборов кабины японские ученые рассматривают возможность отказа от традиционного дисплея в пользу шлема F-35 в сочетании с одним большим жидкокристаллическим дисплеем. Искусственный интеллект с использованием человеко-машинного интерфейса также разрабатывается для оптимизации обработки потока данных.

Япония также изучает высокоскоростные каналы передачи данных, которые могли бы объединять датчики в сети и обмениваться данными о прицеливании с дружественными силами. Они специально предназначены для борьбы с численно превосходящими силами противника, а также стелс-самолетами, такими как китайский истребитель-невидимка J-20 или разрабатываемый бомбардировщик-невидимка H-20.

Технологии, испытанные в X-2, которые могут появиться в F-3, включают в себя устойчивую к ЭМП волоконно-оптическую авионику и «саморемонтирующиеся» полетные системы, которые обнаруживают и автоматически компенсируют повреждение рулей самолета.

Министерство обороны Японии также явно предполагает передачу технологий и помощь от таких фирм, как Lockheed, Boeing или BAe, чтобы облегчить завершение проекта, несмотря на лидерство отечественных фирм.

Вышеупомянутые технологии подходят многим характеристикам концептуальных истребителей шестого поколения — и индивидуально довольно впечатляют. Однако их интеграция в летающую платформу представляет собой гораздо более сложную задачу, равно как и их массовое производство экономичным способом. Например, американский F-35 страдал от многих задержек и перерасхода средств из-за трудностей интеграции многих новых технологий в рамках параллельной разработки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.