F-35 стареет: почему истребители 6-го поколения будут доминировать во всем

Американские разработки и развертывание самолетов-невидимок пятого поколения, таких как F-35 Lightning, является одной из центральных историй сегодняшнего духа безопасности. Но за кулисами несколько стран уже смотрят в будущее на проектирование реактивного самолета шестого поколения.

Неумолимые темпы исследований, возможно, обусловлены не столько боевым опытом—которого мало, сколько трезвой оценкой того, что разработка преемника займет несколько десятилетий и лучше начать раньше, чем позже.

Разработчики истребителей шестого поколения можно разделить на две категории: США, которые разработали и развернули два типа истребителей-невидимок, и страны, которые пропустили или отказались от своих попыток построить самолеты пятого поколения. Эти последние страны пришли к выводу, что это настолько трудоемко и дорого, что имеет больше смысла сосредоточиться на завтрашних технологиях, чем пытаться догнать сегодняшние.

К последним относятся Франция, Германия и Великобритания, которые находятся на предварительной стадии разработки шестого поколения истребителей FCAS и Tempest. Россия, которая отказалась от разработки своего истребителя-невидимки Су-57 по крайней мере в течение десятилетия, но обсуждает концептуальный перехватчик МиГ-41 шестого поколения и Япония, которая рассматривает отечественный самолет-невидимку F-3 шестого поколения, но может согласиться на дизайн пятого поколения.

В настоящее время у США есть два проекта: дальний истребитель—невидимка для сопровождения бомбардировщиков-невидимок—и военно-морской FA-XX. На данный момент Boeing, Lockheed-Martin и Northrop-Grumman представили концепции шестого поколения.

Кроме того, третья группа стран, в частности Индия и Китай, все еще совершенствуют технологию производства самолетов четвертого и пятого поколений.

Стелс остается за пределами визуального диапазона ракеты

Две критические характеристики истребителей пятого поколения останутся центрально важными для шестого: режим скрытности и ракеты большой дальности. Поскольку экономически эффективные наземные системы ПВО, такие как С-400, теперь могут угрожать обширным полосам воздушного пространства, самолеты-невидимки должны быть способны проникать в пузырьки «слепых зон» и устранять противовоздушную оборону с безопасного расстояния. Кроме того, стелс-джеты имеют явное преимущество в воздушных военных играх.

Таким образом, низкая радиолокационная заметность и радиопоглощающие материалы станут необходимой, но недостаточной особенностью истребителей шестого поколения. Некоторые теоретики утверждают, что скрытые планеры могут в конечном счете устареть из—за передовых технологий слежения. Стелсы-самолеты не могут быть модернизированы так же легко, как авионика и оружие. Таким образом, помехи, радиоэлектронная война и инфракрасная защита истребителя и в дальнейшем останется важнейшей составляющей.

Сверхдальние ракеты останутся ключевой технологией. Ракеты, такие как AIM-120D, уже могут поражать цели на расстоянии более 150 км, но в реальности должны быть выпущены гораздо ближе, чтобы иметь хороший шанс поразить противника размером с истребитель. Однако новые высокоскоростные ракеты «воздух-воздух» с прямоточным воздушным двигателем, такие как британский «Метеор» и китайский PL-15, указывают на то, почему будущие воздушные воины будут происходить на больших расстояниях.

Потрясающие пилотные шлемы «X-Ray Vision»

F-35 стал пионером сложных дисплеев, установленных на шлеме, которые могут видеть «сквозь» планер для превосходной ситуационной осведомленности, отображать ключевые данные приборов через шлем. Хотя эти шлемы в настоящее время имеют значительные проблемы с «прорезыванием зубов», они, вероятно, станут стандартным набором в будущих истребителях, возможно, заменяя приборные панели кабины. Голосовые командные интерфейсы также могут облегчить нагрузку пилотов истребителей.

Большие планеры, более эффективные двигатели

Поскольку авиабазы и авианосцы становятся более уязвимыми для ракетных атак, военные самолеты должны будут иметь возможность летать на большие расстояния и нести больше оружия. Естественным решением является большая плоскость. Поскольку ВВС ожидают, что воздушные бои в пределах визуального диапазона будут редкими и, возможно, взаимно самоубийственными, они демонстрируют большую готовность к компромиссу маневренности, чтобы подчеркнуть высокие устойчивые скорости и большую полезную нагрузку.

Эти проектные императивы могут хорошо сочетаться с разработкой передовых адаптивных двигателей переменного цикла g, которые могут изменять свои конфигурации в середине полета, чтобы лучше работать на высоких скоростях (например, турбореактивный двигатель) или более эффективно использовать топливо на низких скоростях.

Необязательно пилотируемый

В течение нескольких десятилетий теоретики авиации предсказывали переход к боевым самолетам без экипажа, которые не должны будут нести дополнительный вес и риск для жизни пилота-человека. Однако, в то время как технология беспилотных летательных аппаратов за это время широко распространилась, военно-морские и воздушные силы медленно изучали беспилотные истребители, как из-за расходов и рисков, так и по культурным причинам. Например, пилоты ВМС США успешно лоббировали перенацеливание планируемого беспилотника-невидимки на базе авианосца в танкер для дозаправки пилотируемых самолетов.

Поэтому концепции шестого поколения продвигают идею факультативно пилотируемого самолета,который может летать с пилотом или без него. Это имеет недостаток, требующий дополнительных конструкторских усилий для производства самолета, который по-прежнему будет иметь недостатки и дорогостоящие требования к обучению пилотируемого самолета. Однако опциональное комплектование может помочь облегчить переход к беспилотным истребительным силам, а в краткосрочной перспективе дать военным лидерам возможность развертывания самолетов на высокорисковых миссиях без риска для жизни пилотов.

Слияние сенсоров с с дружественными силами на земле, море, воздухе и космосе

Одним из ключевых нововведений F-35 является его способность впитывать данные датчиков и делиться ими через каналы связи с дружественными силами, создавая композитную картину. Это может позволить самолету-невидимке атаковать и выслеживать противника, в то время как дружественные силы маневрируют на выгодных позициях и запускают ракеты с дальнего расстояния, даже не включая радары.

Поскольку эта тактика обещает быть мощным мультипликатором силы, совместное взаимодействие станет стандартной особенностью самолетов шестого поколения. Слияние, вероятно, будет углублено за счет интеграции спутников и даже беспилотных летательных аппаратов, развернутых рядом с реактивными истребителями.

Кибервойны и кибербезопасность

Сенсорное слияние и опциональное комплектование подразумевают, что самолеты шестого поколения будут в значительной степени полагаться на информационные каналы и сети, которые могут быть нарушены путем помех или даже вторжения через хакерство. Наземные логистические сети, такие как F-35 ALIS, обещают значительное повышение эффективности, но также подвергают даже самолеты в ангаре потенциальной кибератаке.

Таким образом, авиационные системы шестого поколения не только должны быть рассчитаны на устойчивость к электронным и кибервойнам, но должны быть способны на такие атаки на противника. Например, Военно-воздушные силы США успешно протестировали способность вторгаться в сети и добавлять необходимые пакеты данных (например, вирусы).

Искусственный интеллект

Одна из проблем заключается в том, что все эти сенсорные, коммуникационные и оружейные системы стали настолько сложными, что они угрожают превысить возможности обработки задач человеческого мозга — помните, пилот также должен управлять самолетом! В то время как некоторые самолеты четвертого поколения включали офицера по системам вооружения на заднем сиденье, истребители-невидимки пятого поколения были одноместными.

Таким образом, ВВС обращаются к ИИ для решения более приземленных задач управления истребителями и определения того, какие данные следует представить пилоту. Кроме того, ИИ и машинное обучение могут использоваться для координации дронов.

Дроны и рои дронов

В октябре 2016 года два FA-18 Super Hornet развернули 103 беспилотника Perdix в учениях над китайским озером. Оживленные ИИ, дроны роились, как облако саранчи над назначенной целью. Дроны-камикадзе уже использовались в действии, и легко понять, как относительно небольшие и дешевые дроны могут стать особенно страшным оружием.

Теоретики будущей войны утверждают, что недорогие и расходуемые сетевые дроны могут оказаться гораздо более трудными для защиты, чем небольшое количество дорогостоящих и хорошо защищенных оружейных платформ и ракет. Тем не менее, истребители шестого поколения, вероятно, также будут работать с более крупными и быстрыми дронами, которые будут служить в качестве разведчиков, оружейных платформ и приманки.

Оружие Направленной Энергии

Рои дронов, ракет и даже устаревших реактивных истребителей могут угрожать чрезмерным насыщением наступательных и оборонительных возможностей продвинутого самолета-невидимки. Одной из часто упоминаемых контрмер может быть направленное энергетическое оружие, такое как лазеры или микроволны, которое может быть выпущено быстро, точно и с почти безграничной емкостью магазина при наличии достаточного количества электроэнергии.

ВВС США предусматривают три категории бортовых ракет: лазеры малой мощности для разрушения или повреждения вражеских датчиков и искателей, средний уровень, способный сжигать входящие ракеты класса «воздух-воздух» в небе, и класс высокой мощности, способный уничтожать самолеты и наземные цели. В начале 2020-х годов подразделение ПВО планирует испытать противоракетную лазерную башню, которая в конечном итоге может быть установлена на бомбардировщиках и F-35.

Программы истребителей шестого поколения сегодня остаются строго концептуальными, особенно с учетом огромных затрат и усилий, направленных на разработку перегибов в пятом поколении. Многие из составляющих технологий, такие как лазеры, совместное взаимодействие и беспилотное пилотирование, уже находятся в стадии разработки, но интеграция их в единый планер все еще будет серьезной проблемой.

Самое раннее, истребители шестого поколения могут появиться в 2030—х или 2040-х годах-к этому времени концепции в воздушной войне, вероятно, снова эволюционируют.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.