Флот США потратил миллиарды на эсминцы-невидимки, а боеприпасы стоили $800,000 за «выстрел»

Zumwalt

Но есть ли у этих кораблей реальная цель?


 

В январе 2019 года ВМС введут в эксплуатацию второй высокотехнологичный стелс-эсминец класса Zumwalt-USS Michael Monsoor. Третий и последний, USS Lyndon B. Johnson был запущен в декабре 2018 года и будет введен в эксплуатацию в 2022 году.

Традиционно военные корабли предназначены для выполнения конкретных задач. Но самый современный «Zumwalt» был кораблем в «поиска задачи», особенно с тех пор, как были отменены закупки сверхдорогих боеприпасов для его основной системы вооружения. Годы и миллиарды долларов спустя флот, возможно, наконец-то нашел его.

В 1990-е годы, после окончания Холодной войны, ВМС США не имели равных конкурентов в открытом море, поэтому они проектировали своих надводных бойцов следующего поколения для поражения прибрежных целей. По мере того как флот сворачивал свой последний линкор, он решил, что его следующий эсминец должен установить дальнобойные орудия, которые могли бы обеспечить более экономичную морскую огневую поддержку, чем запуск крылатых ракет «Томагавк» стоимостью в миллионы долларов.

В 2000-х годах продолжалась разработка эсминца DDG-1000, интегрирующего все мыслимые тогда технологии следующего поколения. Военно-Морской Флот обещал Конгрессу более крупный эсминец, требующий только 95 человек экипажа вместо 300 благодаря автоматизации, с достаточным пространством и мощностью для развертывания рельсовых пушек и лазерного оружия. Новые военные корабли будут более скрытными, чтобы избежать вражеских атак и иметь скорострельные 6-дюймовые пушки с дальностью 115 миль для непрерывной бомбардировки наземных целей. Тридцать два DDG-1000 должны были сменить эсминец класса «Арлей Берк».

Головной корабль USS Zumwalt принял форму футуристического на вид перевернутого корпуса, помогая уменьшить радиолокационное сечение 190-метрового судна до небольшого рыболовного судна. Асинхронные двигатели корабля генерировали колоссальные 58 мегаватт электроэнергии во время плавания, достаточные для питания всего 17,630-тонного корабля благодаря интегрированной энергетической системе. Электрические двигатели и охлажденные выхлопные газы также уменьшают инфракрасную и акустическую сигнатуру разрушителя. Новая Корабельная вычислительная среда объединяла в сеть все системы эсминца, делая их доступными с любой консоли по всему кораблю.

В дополнение к скорострельным 6-дюймовым орудиям «Зумвальт» имел восемьдесят ракетных ячеек вертикального пуска марки 57, рассеянных по носу и корме, чтобы минимизировать вторичные взрывы. Они могли нацеливать и запускать крылатые ракеты наземной атаки «Томагавк», противолодочные ракеты «ASROC» или ракеты средней дальности «Sea Sparrow«. Просторная посадочная площадка и ангар Zumwalt могли вместить до трех вертолетов MQ-8B или двух вертолетов MH-60R, которые могут нести противотанковые ракеты Hellfire или торпеды. Эсминцы также могут похвастаться мощным двухдиапазонным гидролокатором для охоты на подводные лодки, но не имеют торпедного вооружения, установленного на Арли Берксе.

Экипаж эсминца, состоявший из ста пятидесяти плюс двадцати восьми человек, превысил первоначально обещанное число более чем на пятьдесят процентов, но остался вдвое меньше, чем на эсминце «Арлей-Берк».

Рекомендуем: Огонь!: Рейлган ВМС США скоро может увидеть испытания на реальном военном корабле

Действительно, к 2008 году ВМС больше не были озабочены бомбардировками более слабых в военном отношении стран. Скорее, они рассматривала проблему, создаваемую быстро растущим надводным и подводным флотом Китая, и распространением смертоносных противокорабельных баллистических и крылатых ракет.

Хуже того, усовершенствованная пушечная система Zumwalt не работала достаточно хорошо, с двумя третями прогнозируемого диапазона огня (около 70 миль). Более того, его снаряды с GPS-навигатором LRLAP, усиленные ракетами, стоили 800 000 долларов каждый — почти так же дорого, как и более точные крылатые ракеты большой дальности и большей огневой мощи. Флот, наконец, отменил безумно дорогие боеприпасы, оставив Zumwalt с двумя огромными пушками, из которых он не может стрелять.

Сокращение и понижение рейтинга

Несмотря на хорошо известные трудности, связанные с разработкой военных систем нового поколения, «Zumwalt» был продан Конгрессу на основе нереалистичных минимальных затрат. В конце концов, расходы на программу превысили бюджет на 50 процентов, вызвав автоматическую отмену в соответствии с законом Нанна—Маккарди.

Уже к 2008 году Военно-морской флот стремился отказаться от строительства более двух Zumwalt в пользу приобретения эсминцев Arleigh Burke Flight III с возможностями противоракетной обороны. Сенатор штата Мэн Сьюзен Коллинз, тем не менее, спорила с производством третьего эсминца, чтобы сохранить верфь по производству чугуна в своем штате.

Каждый Zumwalt теперь стоит $ 4,5 млрд — в дополнение к $ 10 млрд, потраченным на разработку. Как и проблемный F-35 и прибрежный боевой корабль, спиральные расходы Zumwalt были обусловлены стремлением флота интегрировать совершенно новые технологии, одновременно все еще разрабатываемые. Окончательная конструкция даже не была спроектирована ко времени начала строительства в 2009 году. Гибридная электрическая система оказалась особенно сложной для интеграции, что привело Zumwalt к поломке при пересечении Панамского канала в ноябре 2016 года.

Почти через десять лет после того, как он была заложен, отчет 2018 Government Accountability Office заявил, что только пять из двенадцати ключевых технологий Zumwalt были “зрелыми». Как ни странно, корабли даже официально «поставлялись» без боевых систем. Головной корабль, введенный в эксплуатацию в 2012 году, не будет готов к оперативному развертыванию до 2021 года.

Необходимость обуздать убегающие расходы привело к снижению рейтинга. Вместо того, чтобы сочетать мощный поисковый радар SPY-4 с радиолокационным прицелом SPY-3 с высоким разрешением, флот бросил первый и перестроил SPY-3 для обработки объемного поиска. Это сэкономило 80 миллионов долларов на каждом корабле, но значительно ухудшило возможности воздушного поиска.

Однако в настоящее время на «Зумвальте» разработаны только зенитные ракеты «Си Спарроу» с дальностью действия в тридцать миль, достаточные в лучшем случае для местного прикрытия. Хотя ракетные ячейки Zumwalt совместимы со стандартными ракетами большой дальности, для наведения они зависят от боевой системы Aegis, которой Zumwalt не хватает. Системы ближнего боя «Зумвальта» также были понижены с 57-миллиметровых до гораздо менее способных 30-миллиметровых пушек.

Даже радиолокационное сечение эсминца было увеличено, чтобы сократить расходы, с принятием более дешевой стали для рубки и включением непотопляемых сенсорных и коммуникационных мачт.

Эсминцы-невидимки для охоты на корабли?

На что годились только три DDG-1000, несмотря на их изящные стелс-функции и двигатели? Передовые эсминцы не имели боеприпасов для своих орудий, противокорабельных ракет, противолодочных торпед и ракет ПВО дальнего действия. Кроме того, у «Зумвальта» было меньше ячеек для размещения ракет наземного базирования, чем у эсминцев «Арлей-Берк» (96), крейсеров класса «Тикондерога» (122) или крылатых ракетных подводных лодок класса «Огайо» (144) — все они были дешевле, а последняя из них еше и более скрытная.

Даже бесшумный корпус эсминца не давал явного преимущества, если ему приходилось сопровождать или требовалось сопровождение не бесшумными военными кораблями. А поддержание класса всего из трех судов в рабочем состоянии означало очень высокие накладные расходы на обучение и содержание каждого отдельного судна. Таким образом, многие аналитики предполагают, что оперативная карьера Zumwalt может оказаться недолгой.

«Zumwalt» нуждался в новой миссии — даже если это означало дополнительные затраты. Наконец, в декабре 2017 года ВМС объявили, что класс будет специализироваться на «поверхностном ударе», то есть охоте на другие корабли.

Эсминцы будут модифицированы для стрельбы новыми морскими дозвуковыми противокорабельными ракетами «Томагавк Блок IV» и ракетами активного радиолокационного самонаведения SM-6. Последняя является дальней зенитной ракетой (до 240 км) и имеет второстепенный наземный или морской ударный потенциал. По сравнению с томагавком, SM-6 имеет гораздо меньшую 140-фунтовую боеголовку, но ее максимальная скорость 3,5 Маха значительно затрудняет перехват. В конечном счете, более дешевые боеприпасы могут быть разработаны для ныне бесполезных орудий, или они могут быть заменены на дополнительные ракетные пусковые установки или даже будущие рэйлганы или оружие направленной энергии.

Эта роль в наземной войне может наилучшим образом использовать возможности скрытности Zumwalt, позволяя ему перемещаться впереди флота и проникать в зоны “анти-доступа”, угрожаемые противокорабельными ракетами большой дальности. Он может подкрадываться ближе к вражеским кораблям, прежде чем запустит собственные ракеты, давая противнику мало времени для реакции.

Военно-морской флот также работает над сетевыми датчиками между своими подводными лодками, надводными военными кораблями, вертолетами, патрульными самолетами и штурмовыми самолетами с помощью технологии “совместного участия”. Таким образом, одна из стратегий предполагает, как дальний “корректировщик” генерирует данные прицеливания с помощью активного радара, а затем передает их на сенсоры Zumwalt для выполнения удара.

Стоимость текущих обновлений, как сообщается, составляет 90 миллионов долларов — сумма, которая может оказаться стоящей, если она поможет окупить некоторую стоимость после того, как 22 миллиарда долларов утонули в амбициозной, но неудачной концепции корабля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.