Истребитель-невидимка ВВС США сказал «Нет»: почему YF-23 все еще имеет значение

Разработка и летные испытания YF-23 предлагают важные уроки для ВВС, поскольку они начинают изучать замену F-22.

Прототип истребителя-невидимки, который проиграл YF-22 Lockheed Martin в 1991 году в конкурсе передовых тактических истребителей ВВС США, в последние годы получил культовое продолжение.

Мистика, которая сегодня окружает YF-23 Нортропа Груммана, не совсем здорова. Это отражает тенденцию многих американцев искать технологические решения человеческих проблем.

Покупка F-23 вместо F-22 не изменила бы недавнюю дугу истории США. Это не остановило бы возрождение России или возвышение Китая как мировой державы. Обмен истребителя-невидимки Локхида на самолет Нортропа не остановил бы распространения радикального исламского терроризма и воинственности правого крыла.

Но разработка и летные испытания YF-23 действительно дают важные уроки для ВВС, поскольку они начинают изучать замену F-22. ВВС в 2016 году опубликовали свое исследование” превосходство в воздухе 2030“, в котором говорилось о новой системе” проникающего встречного воздуха», чтобы заменить примерно 180 F-22, начиная с 2030-х годов.

ВВС в 2017 году инициировали анализ альтернатив для дальнейшей доработки концепций проникающей противовоздушной системы. Должностные лица службы заявили, что они сильно заинтересованы в “дезагрегированном” подходе к превосходству в воздухе, который включает широкий спектр систем, работающих вместе.

Объявление отчета

Такой подход может означать разрыв с прошлым. За всю свою 72-летнюю историю ВВС основывали свои концепции превосходства в воздухе на истребителях.

Представляется весьма вероятным, что в новую проникающую противовоздушную систему войдут истребители, но больше, чем раньше, эти истребители могут координировать свои действия с беспилотниками и воздушными, космическими и наземными сетями, датчиками и оружием.

Но если программа YF-23 является каким-либо показателем, то может потребоваться более 15 лет, чтобы изобрести новую систему превосходства в воздухе, какую бы форму она ни принимала. ВВС начали изучать требования к новому истребителю на смену F-15, который сам в то время еще находился в разработке, по словам Пола Метца, бывшего летчика-испытателя Northrop, который летал на YF-23.

Исследования продолжались в течение 10 лет, прежде чем служба наконец подошла к аэрокосмической промышленности. ВВС в 1981 году попросили девять компаний представить новые истребители. Семеро ответили. ВВС в 1986 году подключили Lockheed и Northrop к созданию и испытанию двух прототипов. Крайний срок-1991 год.

Требования ВВС были неопределенными и амбициозными. Единственными характеристиками нового истребителя были скорость, дальность полета, маневренность и скрытность. “Нас попросили создать то, чего никогда не существовало”, — сказал Метц.

К чести ВВС, они не пытались объяснить компаниям, что именно подразумевается под “быстрым, дальним полетом, маневренным и скрытным” или как они должны достичь этих целей.” Военно-Воздушные Силы проделали большую работу по руководству», — сказал Метц. «У него была концепция, позволяющая нам попробовать и экспериментировать.”

Аналогичным образом, ВВС не противопоставляли друг другу полученные прототипы YF-22 и YF-23. Скорее, каждая из двух компаний проводила свою собственную независимую программу летных испытаний.

Это имело значение. YF-22 и YF-23 были очень разными самолетами, каждый со своим собственным дизайном компромиссов и подходов к достижению быстро-далеко-скрытного требования. YF-23 был быстрее. Возможно, YF-22 был маневреннее. YF-23 раздвинул границы технологии авионики. YF-22, вероятно, было проще построить. “Нельзя сравнивать яблоки с яблоками, — сказал Метц.

Если бы ВВС применили уроки, извлеченные из YF-22 и YF-23, к новой концепции истребителей, они тщательно изучили бы проблему, прежде чем четко определить ее для промышленности. И сервис позволит избежать микроменеджмента усилий разработчиков. Наконец, служба будет оценивать результаты по их собственным достоинствам, а не сравнивать различные решения.

И ВВС избежали бы некоторых очевидных ошибок. Наблюдая за YF-22 и YF-23, служба, например, настаивала на том, чтобы Lockheed и Northrop скрывали свои прототипы от вражеских спутников-шпионов, никогда не показывая самолеты на открытом воздухе.

Сбитые с толку инженеры Northrop “решили” проблему, покрыв YF-23 пластиковым брезентом … который быстро сдул сильный ветер на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

Это «безумие … очевидно, длилось недолго», — сказал Метц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.