Почему российский бомбардировщик Т-4 так и не стал на вооружение

Бомбардировщик времен холодной войны, который устарел почти в ту же секунду, когда был построен.

В 1963 году Министерство обороны отменило закупки XB-70 «Валькирия», технологического чуда бомбардировщика, который изо всех сил пытался найти свое назначение в ракетный век.

Советский Союз, зная о развитии «Валькирии», предпринял в ответ по крайней мере две программы. Одним из них был МиГ-25 «Фоксбат», скоростной перехватчик, способный поймать «Валькирию». Другой был «Сухой Т-4», который имел поразительное сходство с самой «Валькирией». И, как и Валькирия, Т-4 привел к созданию замечательного инновационного самолета, который теперь находится только в музее.

Т-4 возник из интереса к высокоскоростным высотным самолетам, которые могли проникать в воздушное пространство США в целях разведки и стратегического удара. Первый запрос на это предложение поступил в 1963 году, когда СССР начал закупку сверхзвукового среднего бомбардировщика Ту-22, который мог достигать скорости 1,42 Маха с потолком 13 000 метров и дальностью 5 000 км.

В то время как XB-70 был отменен до официального запроса предложений по Т-4, Советы все еще видели некоторую ценность в возможностях самолета. Если бы программа пошла вперед, она могла бы произвести самолет с превосходной производительностью. Т-4 был спроектирован так, чтобы достигать 3 Маха, с потолком почти в 25 км и дальностью 7 000 км. С такими характеристиками Т-4 мог бы обогнать самые передовые американские перехватчики того времени.

Тем не менее, Т-4 не был клоном XB-70. В то время как некоторые из параметров были аналогичны, XB-70 был значительно больше и тяжелее. Советская бомбардировочная доктрина концентрировалась на доставке крылатых ракет с ядерными боеголовками, а не на гравитационных бомбах, предпочитаемых ВВС США. Это несколько облегчило задачу Т-4 по сравнению с «Валькирией», которая сильно пострадала бы от советской ПВО в своей ударной роли. Предполагалось, что Т-4 будет нести две гигантские ракеты Х-45 “молния”, каждая из которых могла летать со скоростью примерно 5 Маха и доставлять ядерную или фугасную боеголовку. С обычными боеголовками Т-4, вооруженные Х-45, могли представлять серьезную угрозу для боевых групп американских авианосцев.

Курс программы

Т-4 был чрезвычайно требователен к советской авиационной промышленности. Хотя «сухой» имел большой опыт работы с истребителями и штурмовиками, он до сих пор не специализировался на бомбардировщиках. Т-4 требовал инноваций в материалах, двигателях, электронике и технологии тестирования конфигурации. Хотя Соединенные Штаты освоили технологии, необходимые для постройки «Валькирии» в 1950-х и 1960-х годах, они не смогли создать экономически жизнеспособный самолет. С менее развитой промышленной базы задача для Советов была еще более трудной. «Сухой» сообщил, что Т-4 простимулировал почти шестьсот запатентованных изобретений в течение цикла разработки.

Тем не менее, «сухой» преуспел в производстве самолета. Первый полет Т-4 состоялся в 1972 году. В ходе испытаний самолет достиг Маха 1.2 на высоте более 11 000 метров. Хотя внешне он во многом напоминал «Валькирию», у него был странно изогнутый нос, который, очевидно, помогал пилотам лучше ориентироваться во время посадки и взлета. Еще три самолета строились в период испытаний, которые продолжались до 1974 года.

К этому времени, СССР пришел к тем же выводам о высокоскоростных высотах бомбардировщиков, что и США. Изменения в технологии, а именно увеличение летальности ракет класса «земля-воздух» на больших высотах и наличие высокоскоростных перехватчиков с ракетами большой дальности, привели к гибели как ХВ-70, так и Т-4. Скорость и высота оставались полезными, но не обеспечивали достаточных преимуществ с точки зрения затрат и выгод, чтобы компенсировать огромные необходимые инвестиции. К 1974 году проект был завершен. В частичном сходстве с XB-70 СССР успел создать два самолета, прежде чем отменить программу. Как и в случае с XB-70, один из этих самолетов сохранился как музейный экспонат под Москвой.

Большие уроки

Уроки, извлеченные из опыта Т-4, послужили основой для нескольких последующих проектов. Сухой предложил несколько вариантов Т-4, в том числе с крыльями изменяемой геометрии, но Советское правительство на это не отреагировало. Ту-22М “Backfire” решал многие проблемы и заполнял часть пробелов, для которых предназначался Т-4. В дальнейшем опыт проектирования Т-4 поможет получить информацию о том, что в конечном итоге станет Ту-160, значительно более крупным сверхзвуковым бомбардировщиком. Ту-160 пережил окончание Холодной войны, хотя планы закупок резко упали. Сегодня Россия модернизирует оставшиеся ту-160С для новых миссий. Однако, следуя по пути, установленному Соединенными Штатами, Россия также исследует потенциал скрытности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.