Россия может взять подводную лодку класса «Тайфун» и сделать ее 200-ракетным монстром

Тайфун

Самая большая подводная лодка в мире может получить большую модернизацию. Но может ли Москва себе это позволить?

20 апреля 2019 года российское агентство ТАСС сообщило, что вице-адмирал Олег Бурцев объявил о намерении России взять две из своих списанных баллистических подводных лодок класса «Тайфун» и упаковать в них сотни крылатых ракет.

«Размеры этих подводных лодок позволяют вооружить каждую из них не менее 200 крылатыми ракетами”, — сказал он.

Подводные лодки с баллистическими ракетами «Тайфун», известные в фильме «Охота за Красным Октябрем», являются самыми большими и дорогими подводными лодками, когда-либо построенными. «Тайфуны» с крылатыми ракетами дадут России прямые аналоги четырех американских подводных лодок с крылатыми ракетами класса «Огайо», у которых вместо пусковых труб для баллистических ракет с ядерными боеголовками установлены вертикальные пусковые установки для 154 крылатых ракет «Томагавк».

«Американские подводные лодки класса «Огайо» могут нести 154 крылатые ракеты «Томагавк», а китайский эсминец проекта 055 способен нести 112 крылатых ракет. Но наши фрегаты проекта 22350 на данный момент могут нести только 16 из них. Последующие фрегаты получат 24 ракеты. Этого все еще недостаточно», — добавил он.

Но есть большая проблема в этом плане — реконструкция двух законсервированных подлодок, вероятно, обойдется дороже, чем просто строительство новых, лучших подлодок для этой работы.

Тайфун и Калибр

Подводная лодка класса «Тайфун“, официально названная в России проектом 941” Акула» — это бегемоты холодной войны длиной 175 метров и водоизмещением 48 000 тонн. Это в два раза превышает тоннаж американской подлодки класса Ohio, с который она должен была конкурировать. Не менее пяти внутренних герметичных корпусов из сверхдорогого титана придавали «Тайфуну» исключительную устойчивость к боевым повреждениям — и исключительную стоимость изготовления.

Тайфуны должны были скрываться подо льдом Полярного круга, под прикрытием дружественных советских военно-морских сил, ожидая очень низкочастотного радиосигнала, указывающего на то, что Третья мировая война началась и стала ядерной. В этом случае они поднимутся близко к поверхности, рассчитывая, что их усиленные паруса в случае необходимости пробьют лед, и запустят двадцать баллистических ракет Р-39. Каждая ракета, в свою очередь, выпустит десять независимо нацеленных 100-килотонных ядерных боеголовок по американским и европейским городам и военным базам.

Сегодня действует только один тайфун — ТК-208 «Дмитрий Донской», который время от времени использовался для ракетных испытаний. Три другие, плюс еще один тайфун, который был заложен и так и не был завершен, были утилизированы между 2005 и 2009 годами. Операция на 80 процентов финансировалась за счет американских и канадских денег. Меньшие, более новые и более незаметные АПЛ класса «Борей», а также более старые лодки класса «Дельта» осуществляют российское патрулирование ядерного сдерживания — за половину эксплуатационных расходов тайфунов.

Два тайфуна, которые предлагается отремонтировать, являются списанные ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», ржавеющие в Арктическом судоремонтном центре в Северодвинске с 2006 и 2004 годов соответственно. На протяжении более десяти лет ВМФ России неоднократно заявлял о намерениях либо утилизировать, либо переоборудовать подлодки еще в 2018 году, но, по-видимому, передумали.

Идея вооружения «тайфунов» крылатыми ракетами и минами вместо новых баллистических ракет уже давно обсуждается. Тайфуны даже рассматривались для использования в качестве подводных грузовых судов для обхода арктических льдов.

Бурцев заявил, что крылатые ракеты «Калибр» будут основным вооружением «Тайфуна», он также предложил оснастить ее более совершенной ракетой «Циркон» и гиперзвуковой ракетой «Оникс», разрабатываемой в настоящее время.

«Калибр» — российский аналог американской крылатой ракеты «Томагавк». Он поставляется в подводных лодках с радиолокационным наведением противокорабельных вариантов, с дальностью 1600 и 400 миль соответственно. В отличие от дозвукового «Томагавка», противокорабельная модель 3М54 при заходе на цель может развивать скорость почти в три раза большую, чем скорость звука. По меньшей мере девять раз в период 2015-2018 годов российские подводные лодки класса «Кило» обстреливали из торпедных аппаратов дозвуковые ракеты «Калибр 3М14К» по наземным целям в Сирии.

Р-800 «Оникс» -более совершенная сверхзвуковая противокорабельная ракета, находящаяся на вооружении новых подводных лодок класса «Ясень», а «Циркон» -гиперзвуковое оружие с максимальной скоростью 9 Маха, которое еще предстоит интегрировать на подводную платформу.

Затраты и выгоды

Мысль о гигантской подводной лодке, стреляющей двумястами крылатыми ракетами по базам НАТО, или о тактической группе авианосцев звучит устрашающе. Но насколько реалистичен ремонт ПЛ для крылатых ракет?

Аналитик подводных лодок Питер Коутс отмечает в блоге основные проблемы, связанные с реконструкцией тайфунов.

Российскому флоту придется » обрабатывать и/или разрушать массивные стальные наружные корпуса и титановые внутренние корпуса каждого тайфуна. Россия, возможно, лишилась дорогостоящего промышленного потенциала по производству титана для подводных лодок.”

Россия также должна будет разработать модернизированные боевые системы и датчики, в частности для наведения крылатых ракет, а также значительно модернизировать баллистические ракетные трубы диаметром 2,4 метра, чтобы упаковать по двадцать крылатых ракет в каждую. Кроме того, речь идет о двух ядерных реакторах «тайфуна» тридцатитрехлетней давности, которые, вероятно, придется полностью заменить.

Наконец, такие крылатые ракеты, как «Калибр», стоимостью 1,2 миллиона долларов каждая, фантастически дороги даже для американских военных, а Россия имеет примерно одну двенадцатую оборонного бюджета США. Сосредоточение двухсот ракет на одной подводной лодке вместо того, чтобы рассредоточить их по многим российским пусковым платформам, совместимым с «калибром», может быть неразумным способом использования ограниченных запасов дорогостоящих ракет.

Короче говоря, Коутс отмечает, что было бы, вероятно, дешевле построить две совершенно новые, современные подводные лодки, скажем, модифицированный Борей — чем переоборудовать огромные тайфуны.

Михаил Кофман, российский специалист Центра военно-морского анализа, заявил то же самое: “это звучит довольно нереально… проект не имеет смысла, учитывая, что стоимость переоборудования лодки или корабля часто равна цене строительства совершенно нового.”

Коутс указывает, что Россия уже обладает многими подводными лодками, которые могут запускать более мелкие крылатые ракеты, и модернизирует несколько подводных лодок проекта 949AM класса «Оскар» с возможностью установки до шестидесяти четырех крылатых ракет в их вертикальные пусковые ячейки.

Таким образом, хотя идея возрождения Россией левиафанов «холодной войны» звучит убедительно страшно, есть доказательства, что она имеет мало практического или финансового смысла, учитывая более экономичные и жизнеспособные средства для достижения тех же целей.

Однако в последние несколько лет ВМФ России пришлось отказаться от планов по разработке атомных эсминцев класса «Лидер», нового авианосца и воздухо-независимых двигательных установок для своих дизельных подводных лодок.

Кроме того, в ноябре 2018 года огромный плавучий сухой док ПД-50, специально построенный для обслуживания гигантских тайфунов (а затем адаптированный к носителям и ракетным крейсерам), затонул в результате аварии, что имело значительные последствия для устойчивости крупных морских активов.

Поэтому, вероятно, разумно дождаться более конкретных доказательств того, что российский флот готов вложить значительные деньги и усилия, необходимые для обновления своих мегасубмолотков.

Как сообщило государственное информационное агентство РИА Новости/Sputnik News в статье, опубликованной в январе 2018 года:

«На первый взгляд идея оснащения «акулы» крылатыми ракетами выглядит привлекательно… Но эти выгоды бледнеют по сравнению с затратами на восстановление и эксплуатацию «Северстали» и » Архангельска…”

«Архангельск” и “Северсталь» можно было бы переоборудовать в крылатые ракеты, но полезность этого решения при его очень высокой стоимости неочевидна, — говорит Константин Макиенко, — у нас достаточно много платформ для крылатых ракет, которые намного дешевле и мобильнее.”

Изображение: Reuters.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.