Встречайте Су-47: этот самолет не был в бою, но вошел в историю

В 1996 году в мартовско-апрельском номере российского военного периодического издания «Бюллетень воздушного флота» была опубликована безобидная на вид фотография встречи российских военачальников с коллегами из авиационной отрасли. Перед ними на столе стояли две модели самолетов. Один из них был усовершенствованным вариантом известного в то время многоцелевого флангового истребителя.

Другой — странный черный реактивный самолет с обратной стреловидностью крыла, то есть крылья, казалось, были развернуты «не в ту сторону».

Независимо от того, было ли изображение случайной утечкой или преднамеренным вбросом, оно вызвало огненную бурю возбужденных спекуляций в западной и российской прессе, прогнозируя новый передовой самолет, который мог бы превзойти истребитель F-22 Raptor, серийная модель которого сделала свой первый полет в том же году.

Фактически модель представляла собой передовой технологический демонстратор — Су-47 “Беркут”.

В начале 1980-х годов, когда Советский Союз ввел в состав ВВС истребители четвертого поколения Су-27 и МиГ-29, чтобы противостоять американским F-15 и F-16, он думал о разработке истребителя пятого поколения, чтобы превзойти передовую тактическую истребительную программу США, которая в конечном итоге породит F-22 Raptor.

Микоян и Гуревич работали над МиГ 1.44, который появился через девять лет после падения Советского Союза только для того, чтобы быть отмененным. Одновременно ВМФ СССР искал новый истребитель с хорошими низкоскоростными управляемыми характеристиками для взлета с паровой катапульты, оснащенной на Ульяновске, заложенным в Украине в 1988 году.

Инженеры «Сухого» решили изучить концепцию обратной стреловидности крыльев, которые теоретически позволят значительно повысить маневренность, особенно на низких скоростях и больших углах атаки, улучшить сопротивление вращению, сократить взлетные расстояния и обеспечить большую дальность за счет уменьшения сопротивления воздуха. В конце Второй мировой войны Красная Армия захватила прототипы нацистского реактивного бомбардировщика Ju-287, строящегося по похожей технологии.

Однако технология широко не применялась, поскольку она требовала чрезвычайно прочных крыльев, чтобы выдерживать аэро-упругое давление, оказываемое на корни крыла.

Американские и российские инженеры пытались обойти эту проблему, используя новые композиционно-волокнистые материалы для создания более легких, но прочных крыльев. Грумман построил два передовых демонстратора технологии Х-29 для проверки концепции, что, возможно, подстегнуло интерес Сухого к этой схеме.

В конструкции Сухого, которая в разное время называлась С-22, Су-27КМ, С-37 и, в конечном счете, Су-47, также имеет подвижные пушки, второй набор небольших крыльев рядом с кабиной, которые еще больше повышали маневренность и подъем. Вместе, с обратной стреловидностью крыла, переднее горизонтальное оперение и горизонтальное оперение стабилизаторов дали ему “три плоскости” конфигурации. В дополнение к этим новым элементам, С-37 сохранил фюзеляж и двухконтурную конфигурацию от Су-27.

Два турбореактивных двигателя Д-30Ф-11, установленных на перехватчики МиГ—31, обеспечивали необходимую тягу, хотя в конечном счете их место должны были занять более совершенные турбореактивные двигатели АЛ-41Ф. Как и F-16, Су-47 использует систему для автоматической коррекции своих аэродинамически нестабильных характеристик.

Хорошая низкоскоростная управляемость самолета, безусловно, делала его привлекательным в качестве истребителя-носителя. Но с падением Советского Союза в 1991 году и Ульяновск, и военно-морской флот потребовали новый палубный истребитель. Проект «Сухого», тем временем, зашел достаточно далеко, чтобы производитель смог в частном порядке профинансировать завершение одной демонстрационной модели.

Западные издания приписывали реактивному самолету стелс-характеристики. «Беркут», возможно, имел радиопоглощающие покрытия и материалы, а «сухой» планировал разместить на нем внутреннее вооружение, которое могло бы вместить четыре ракеты дальнего радиуса действия Р-77 «воздух-воздух» (тогда еще находившиеся в разработке), в дополнение к четырем внешним ракетам ближнего радиуса действия Р-73. Однако позднее сухой признал, что Су-47 не был задуман как самолет-невидимка.

Вместо этого, конструкция Су-47 подчеркивала экстремальную маневренность воздушного боя. Самолет-демонстратор совершил свой первый полет 25 сентября 1997 года, пилотируемый Игорем Козинцевым, а два года спустя выступил на Московском авиашоу. Су-47 вернулся в 2001, 2003 и 2005 годах, где он продемонстрировал свою необычайную маневренность—как вы можете видеть на этой записи.

«Беркут» сумел добиться экстремальных углов атаки и возможности выводить нос самолета за пределы его текущего вектора.

Но эта ловкость маскировала тот факт, что, как и Х-29 Boeing, даже крылья из композитного волокна были чрезмерно напряжены при выполнении высокоскоростных маневров. Хуже того, в результате трещин от напряжения потребовалась замена всего композитного компонента, а не точечный ремонт. В сочетании с вооружением, которое добавило бы вес к 18-тонному реактивному самолету, Су-47, вероятно, был бы ограничен в маневренности, чтобы избежать чрезмерного напряжения его крыльев и оказался чрезвычайно дорогим в обслуживании.

Хотя он и продемонстрировал удивительную мгновенную производительность поворота, он был плохим при длительных поворотах, поскольку быстро терял скорость. Хотя утверждалось, что самолет способен лететь на скорости 2 Маха, самая быстрая скорость полета Беркута составила 1.65 Маха.

В конце концов, Су-47 никогда не был чем-то большим, чем демонстратором технологий, который в конечном итоге показал, что крылья с обратной стреловидностью были идеей, время которой еще не пришло. Вместо этого российские истребители, такие как многоцелевой истребитель Су-35С и самолет-невидимка Су-57, полагаются на турбореактивные двигатели с управляемым вектором тяги, которые могут поворачивать выхлопные сопла, для достижения сверхманевренности.

Фактически, «Беркут» стал пионером нескольких технологий, которые в конечном итоге нашли свое применение в Су-57, что означает более целенаправленные усилия по разработке настоящего истребителя-невидимки, способность, которая имеет приоритет в конструкции самолетов пятого поколения над маневренностью.

Опыт Су-47 также позволил «Сухому» разработать учебно-тренировочный самолет Ср -10 с передним стреловидным крылом, гибкий и изящный на вид дозвуковой реактивный самолет, который оказался бы очень устойчивым к вращению. Тем не менее, финансируемый из частных источников Ср -10 также не смог обеспечить правительственные заказы.

Ср -10 учебно-тренировочный самолет
Ср -10 учебно-тренировочный самолет

Хотя потрясающе выглядящий «Беркут» так и не превратился в серийный истребитель, он все же сыграл полезную роль в тестировании новых технологий — и, по совпадению, показал, как внешние наблюдатели могут быстро приписать экстраординарные возможности, основанные на нескольких изображениях потрясающе выглядящего самолета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.